Галерея страниц и материалов СМИ

Конкуренция была и будет

СМИ: Алтайская правда
29.01.2018

«Кучуксульфат» – единственное в России предприятие, вырабатывающее природный сульфат натрия высокого качества. В 2017 году впервые за все время его существования на предприятии было произведено 802 тысячи тонн важнейшего химического сырья – сульфата натрия, используемого при изготовлении моющих средств и для получения бумаги. О том, как осуществляется реализация этого продукта, конкурентах и рынках сбыта, развитии предприятия и его социальной деятельности в интервью журналисту «АП» рассказывает генеральный директор ОАО «Кучуксульфат» Дмитрий Горюнов. 

Спрос определяет рынок

– Дмитрий Николаевич, сегодня «Кучуксульфат» производит один продукт – сульфат натрия, тогда как в былые советские годы номенклатура выпускаемых на предприятии товаров была значительно шире. Как, по-вашему, это шаг назад или нет?

– Я не так давно прочел материал в районной газете, где ветеран нашего предприятия, женщина, вся жизнь которой прошла на заводе, вспоминает, как много и усердно они работали, выпускали несколько продуктов, было трудно, но весело. Прочел, и мне захотелось без эмоций сравнить то и это время, объемы производства, его эффективность. Посмотрел максимальные нагрузки по теплоэнергии и электроэнергии в советское время и сегодня. Сегодня нагрузка на 15% больше, при этом расход топлива уменьшился, а эффективность производства существенно возросла. В 1991 году – 300 тысяч тонн сульфата натрия, в прошедшем 2017-м – более 800 тысяч тонн.

Почему мы сегодня не производим другую продукцию, тот же сульфид натрия, который делали в прошлом? Ответ простой – спрос на продукт определяет рынок. Мы не можем выдумать какой-то исключительный продукт, а потом заставить всех его покупать. Когда я пришел работать на предприятие в 1996 году дублером мастера смены, мы выпускали сульфид натрия, но это было очень грязное производство и доведение его до соответствия экологическим нормам требовало существенных вливаний. А при таких затратах, соответственно, вырастала цена продукта. Китайские же наши коллеги готовы были продавать такой же продукт намного дешевле. И  тогда было принято решение – выпуск сульфида натрия на нашем производстве прекратить.

У нас сегодня есть сульфат натрия, и так сложилось исторически, что предприятие, его инженерно-технический персонал и весь интеллектуальный потенциал заточены на его производство. Это наш монопродукт, он востребован на рынке, и это определяет всё.

– Приоритет в поставках вашей продукции отдается экспорту или вы ориентируетесь в основном на внутренний рынок?

– 40% продукции идет за рубеж, и здесь в прошлом году мы сработали с меньшей, чем ожидалось, эффективностью из-за снижения курса доллара. В 2016-м он в среднегодовом исчислении стоил порядка 70 рублей, а в 2017 году снизился до 58 рублей. Однако в целом 2017 год мы закончили с прибылью, тем более что для нас более интересен внутренний рынок, где мы больше зарабатываем благодаря более простой логистике.

Пресловутые экономические санкции как-то влияют на работу с зарубежными партнерами?

– Пожалуй, нет. Мы сохранили практически все связи, которые у нас были. Работаем со странами Северной Африки и Южной Америки, в Европе с Сербией, Польшей, Румынией и другими европейскими странами. Потребители нашего продукта – это компании с мировыми брендами, такие как Procter and Gamble и Henkel. Наша задача – произвести продукт и обеспечить его поставку до Новороссийска или Санкт-Петербурга, а уже оттуда он разъезжается по всему миру.

– Вы год от года наращиваете объемы производства. Нет опасения, что спрос на сульфат натрия может упасть?

– Пока мы этого не видим, но то, что конкуренция здесь была и будет, – это факт. Мы ведь не являемся монополистами по производству сульфата натрия даже на российском рынке, хотя и занимаем на нем доминирующее положение в силу определенных причин. Не ушел с рынка и такой наш серьезный конкурент, как Китай. Но у нас мощная сырьевая база, поэтому если и будут какие-то изменения по выпуску объемов продукции, то не критичные.

Притом что сегодня выпускаются синтетические таблетированные и гелеобразные средства для моющих продуктов, на том же Западе по-прежнему пользуются спросом и порошкообразные. Покупатель найдется и для того, и для другого, потому что были и будут среди людей как любители новинок, так и консерваторы.

Два миллиарда на ТЭЦ

– Занимаетесь ли вы модернизацией вашего нынешнего производства и используете ли для этого заемные средства?

– Ежегодно мы тратим более 300 миллионов рублей собственных средств на поддержание производственных мощностей, на внесение тех или иных изменений в технологический процесс. Также на собственные средства ведем строительство нового котельного цеха. Заводу в нынешнем году исполняется 55 лет, и начался он со строительства ТЭЦ. За эти годы дважды в разных местах, по сути, заново строился цех по производству сульфата натрия, и вот теперь мы занялись таким важным объектом – сооружением новой теплостанции. Предприятию остро необходимо иметь гарантированные мощности по электроэнергии, но главное – по пару. Потому что электроэнергию мы всегда можем купить, а вот тепло нам никто не предоставит.

На строительство нового котельного цеха мы уже инвестировали более миллиарда рублей собственных средств, из них 750 миллионов рублей в 2017 году, а всего на эти цели предполагается потратить 2 миллиарда рублей.

Если говорить о нашем производстве в самом простом изложении, то это геотехнологический способ разработки месторождения. Только на вывозке сырья работает 190 человек, большое количество импортной добычной техники – экскаваторы, тяжелые и легкие бульдозеры, порядка 8 тепловозов с подвижным составом. В год нужно вывезти и перелопатить более 2 миллионов тонн сырья – мирабилита. Кроме того, из него надо удалить примеси, а главное, выпарить воду. Отсюда и очень большая потребность в теплоносителе.

Человеку несведущему может показаться, что производство наше простое и, может быть, даже примитивное, на самом деле это достаточно сложный многостадийный процесс – плавление, растворение, очистка, выборка, центрифугирование, сушка… И все это люди и деньги.

Возраст свершений

– Сколько людей работает сегодня на «Кучуксульфате» и, если не секрет, какова на предприятии средняя заработная плата?

– На нашем предприятии трудится 1200 человек, средняя зарплата в 2016 году составляла 36,5 тысячи рублей, по 2017 году в среднем получилось 38,4 тысячи рублей. Каждый год стараемся ее хотя бы немного индексировать. Текучесть кадров у нас есть, но она невысокая, средний возраст работающих на предприятии людей составляет 43 года и держится на этой отметке уже несколько лет. По-моему,  это хороший возраст: и опыт, и силы, и желание трудиться – все в нем присутствует.

– Можно и еще рекорд поставить?

– Можно, вероятно, только задачи ставить рекорды у нас на предприятии никогда не было. Наша задача – стабильно работать и исходя из имеющихся возможностей помогать людям. Несколько лет назад советом директоров предприятия были учреждены благотворительные фонды для поддержки образования, здравоохранения, физической культуры и спорта нашего поселка Степное Озеро и всего Благовещенского района. Вместе с директорским фондом, созданным для разовой помощи людям, их финансовый объем составляет порядка 10 миллионов рублей. Это базовый вклад «Кучуксульфата» в развитие нашего Благовещенского района, а есть еще и другие благотворительные проекты, да и налоговые отчисления в бюджет района от нашего предприятия идут немалые.

Справка

Сульфат натрия производится из галургического природного сырья – мирабилита, добываемого на уникальном месторождении минеральных солей – озере Кучукском, расположенном в Благовещенском районе. Аналогичный (но значительно менее мощный) завод работает только в Канаде. Всемирно известная компания Procter & Gamble использует алтайский сульфат натрия при производстве таких марок стирального порошка, как Tide, Ariel и «Миф».

Кстати

Глава администрации Благовещенского района Андрей Гинц:

– Десять лет назад налоговые платежи «Кучуксульфата» составляли 18% от общего числа поступающих в районный бюджет платежей,  сегодня они превышают 40%. Между администрацией района и советом директоров «Кучуксульфата», генеральным директором предприятия налажены хорошие деловые контакты. Бывают, конечно, у нас и разногласия, но это не главное. Главное состоит в том, что с их стороны есть полное понимание проблем района, в решении которых завод принимает активное участие. Один из последних тому примеров – недавний капитальный ремонт хирургического отделения нашей районной больницы, которая кроме благовещенцев обслуживает пациентов из Суетского, Родинского, Завьяловского и Кулундинского районов. Финансовый объем работ составил 15 миллионов рублей, и большая часть этих денег – около 11 миллионов рублей – была предоставлена «Кучуксульфатом».

Возврат к списку