Галерея страниц и материалов СМИ

Электронные услуги становятся доступнее

СМИ: Алтайская правда
30.05.2017


По данным на начало мая, в Алтайском крае на портале gosuslugi.ru зарегистрировалось уже более 700 тысяч человек. Только за последние четыре месяца количество пользователей увеличилось на 115 тысяч. А к 2018 году согласно майскому указу президента России доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить 70%.

О том, как решить поставленную задачу, наш сегодняшний разговор с начальником управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края Максимом Герасимюком.

Динамика роста

– Максим Викторович, в марте тема перевода государственных и муниципальных услуг на электронную форму рассматривалась на заседании Правительства Алтайского края. Губернатор Александр Карлин достаточно жестко оценил состояние дел в этой сфере и дал конкретные поручения министерству и вашему ведомству. В отличие от других регионов нам, наверное, будет значительно сложнее выйти на поставленные показатели с учетом аграрной специфики региона?

– Действительно, данная задача, поставленная перед нами в 601-м указе президентом страны В.В. Путиным, является непростой для исполнения в силу целого ряда объективных обстоятельств. Но отговорки не принимаются – выполнять все равно необходимо, несмотря на любые трудности. Губернатор края Александр Богданович Карлин на заседании правительства дал конкретные поручения по реализации целого комплекса мероприятий. Но самое главное – он обратил внимание на то, что отдельные факторы должны восприниматься не как трудности, а, наоборот, как резервы для роста показателей. 

Например, возьмем высокий уровень сельского населения, доля которого в нашем регионе составляет 44% (в среднем по России – 26%). Объективно говоря, активность сельского населения по использованию сети Интернет с целью получения информации или услуг всегда была значительно ниже по сравнению с городом. Жители сел и сегодня предпочитают традиционный способ обращения за услугами – им хочется лично прийти в орган власти или в МФЦ. 

Но на самом деле нам необходимо организовать работу так, чтобы сельский житель мог обратиться за получением конкретной услуги именно в электронном виде. Он должен иметь такую возможность, почувствовать ее преимущества, потому что в противном случае ему придется ехать в райцентр или Барнаул, сидеть в очереди, затем собирать недостающие справки и т. д. Одна из главных целей создания портала «Госуслуги» – сэкономить время и ресурсы каждого гражданина нашей страны. В этом и заключается повышение качества предоставления такого рода услуг. 

Еще один объективный фактор – неравномерный доступ к Интернету в городских и сельских домохозяйствах. Так, по данным Росстата, в Алтайском крае сегодня около 30% населения не подключено к Глобальной сети. В России данный показатель составляет 25,2%. Мы понимаем, что это тоже сельский аспект. Но с ним надо работать! Проблема устранения цифрового неравенства решается сегодня в рамках реализации положений Федерального закона «О связи», согласно которому широкополосным Интернетом обеспечиваются населенные пункты региона с численностью населения от 250 до 500 человек. В октябре прошлого года Александр Богданович Карлин подписал в Москве соглашение о сотрудничестве с Минкомсвязью и ПАО «Ростелеком» по реализации программы «Устранение цифрового неравенства». Эта грандиозная программа с масштабом инвестиций около 1,6 млрд рублей уже реализуется в нашем регионе. До конца 2018 года планируется подключить к качественному Интернету 257 малых населенных пунктов и еще 11 с численностью населения до 1000 человек. 

– Какова динамика прироста пользователей на портале госуслуг? 

– В России – около 40 млн. А в Алтайском крае – более 35,7% жителей в возрасте от 14 лет и старше. В апреле прирост числа зарегистрированных в крае составил 1,5%. Наш темп чуть выше, чем в среднем по России, но этого недостаточно, чтобы выполнить указ президента. Надо расти по 3% в месяц. В этом году стоит задача увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 60%, а по итогам 2018 года – до 70%. 

– И как достичь этих трех процентов роста? 

– Надо выполнять все поручения мартовского заседания Правительства Алтайского края по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Их около 20 с конкретными сроками исполнения и ответственными. Поручения касаются работы как краевых министерств и ведомств региона, так и органов местного самоуправления. Если прописанные в данном документе поручения будут качественно исполнены на всех уровнях, то цифра, поставленная президентом, будет достигнута. 

– Можно чуть подробнее о поручениях? Что требуется выполнить в первую очередь? 

– Прежде всего органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо привести административные регламенты в соответствие с требованиями федерального законодательства. Услуга должна оказываться не только на бумаге, но и в реальности – это важно! Данная работа по регламентам сейчас активно проводится. Второй важный момент заключается в том, что в 2017 – 2018 годах необходимо подключить к федеральному порталу «Госуслуги» ряд региональных информационных систем образования и здравоохранения. 

– Имеется в виду услуга «Запись к врачу»? 

– Да. В этом году был полностью переработан региональный интернет-портал удаленной записи на прием к врачу «МедРег22». Теперь в «Личном кабинете» пациента помимо предоставления возможности записаться на прием к нужному специалисту также можно получить информацию о стоимости оказанной медицинской помощи в рамках программы ОМС, о сроках госпитализации для оказания плановой специализированной медицинской помощи, а также о перечне необходимых для этого анализов и обследований. Еще в июле прошлого года заработало мобильное приложение «Интернет-регистратура «МедРег22», которое доступно для основных мобильных платформ. В итоге количество граждан, воспользовавшихся услугой «Запись на прием к врачу» в электронном виде, в 2016 году превысило 600 тысяч человек. Но самое главное произошло в мае этого года. Доступ на региональный портал «МедРег22» стал доступен и с помощью пароля от портала «Госуслуги». 

Что касается образования, то здесь необходимо заниматься популяризацией таких сервисов, как «Электронный дневник», «Запись ребенка в детский сад». Эти услуги уже внедрены в электронном виде, и жители края могут ими воспользоваться. Кроме того, совместно с Министерством образования и науки Алтайского края мы занимаемся организацией предоставления в электронном виде услуги «Запись ребенка в школу». До конца 2018 года такой сервис должен предоставляться во всех учебных заведениях края. А пока это только пилотный проект, в котором участвует несколько учебных заведений – школы в Заринске, Бийске и Барнауле. 

Цена вопроса 

– Сколько малых сел Алтайского края уже подключены к высокоскоростному Интернету и сельскому Wi-Fi в рамках реализации проекта «Устранение цифрового неравенства»? 

– По состоянию на 5 мая их 83. До конца года Алтайский филиал ПАО «Ростелеком» планирует увеличить эту цифру до 100 пунктов. А в следующем году начнется второй этап реализации программы. Отмечу, что в данном случае подключение идет по линии ВОЛС. 

– Финансовая доступность услуги – одно из важных условий проекта по устранению цифрового неравенства. Какова цена вопроса для отдельно взятого жителя малого села? 

– Правительством РФ утвержден предельный максимальный тариф услуги получения доступа к Интернету: 45 рублей в месяц, или 1 рубль 50 копеек за один день, без учета трафика. И это, безусловно, самая доступная цена. 

– Получается, что это социальный проект, ведь операторам связи идти в малые населенные пункты не очень выгодно. Окупаемость таких инвестиций составляет годы. 

– Да, это вопрос вопросов. Всякий раз в переговорах с компаниями мы упираемся в срок окупаемости проекта. Их руководители говорят, что при миллионных затратах этот процесс растянется на 10 – 15 лет. Такой срок инвестиций им не подходит. 

– Что делать в этой ситуации? 

– По поручению губернатора края Алтайкомсвязь в настоящее время готовит предложения по развитию инфраструктуры отрасли связи. Это касается и Интернета, и сотовой связи. Некоторые компании сегодня предлагают инвестировать свои средства в предоставление услуги Wi-Fi населению, но при определенной поддержке государства. Например, компания «Рапир-Телеком» предлагает развитие Интернета через технологию создания сетей радиодоступа. В этом году данный многообещающий проект должен стартовать в Ельцовском, Топчихинском, Попелихинском, Ребрихинском, Кулундинском и Немецком национальном районах. 

Кроме того, переговоры по реализации инвестпроектов на территории края ведутся нами с известным оператором связи «Милеком», с сотовыми операторами большой четверки и т. д. Предложений много – мы их анализируем, просчитываем и надеемся в следующем году более масштабно развивать отрасль связи в регионе. 

Портал поможет 

– Сколько видов услуг сегодня могут получить жители края в электронной форме и какие из них наиболее востребованы? 

– На портале «Госуслуги» доступно 356 федеральных услуг, 67 услуг краевого уровня и 42 муниципальные. Портал также позволяет жителям края обращаться за услугами органов власти других регионов страны, если в этом есть необходимость. При этом перечень электронных услуг постоянно расширяется. 

Что касается популярности, то из числа федеральных ведомств наиболее актуальными стали услуги МВД, ПФР, ФНС. К примеру, за прошедший год ГУ МВД России по краю зарегистрировало более 35 тысяч электронных заявлений о постановке на учет транспортных средств, свыше 30 тысяч заявлений на выдачу водительских прав и более тысячи заявлений на оформление загранпаспорта. Среди наиболее популярных услуг Пенсионного фонда РФ – получение информации о состоянии лицевого счета в системе пенсионного страхования. За ней в электронном виде обратилось в прошлом году свыше 20 тысяч человек. 

Важно подчеркнуть, что портал «Госуслуги» постоянно совершенствуется, предоставляя своим пользователям новые возможности. К примеру, пользователи могут автоматически получать уведомления (SMS-сообщения, сообщения на электронную почту) о неоплаченных штрафах и задолженностях и оплачивать их на gosuslugi.ru. Благодаря этому сервису жители края получили в прошлом году более 9 млн уведомлений о налоговой задолженности, свыше 13 млн – о судебной задолженности и около 33 млн – о штрафах ГИБДД. 

Самыми востребованными услугами краевых ведомств стали получение мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, услуги в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и другие. 

– В чем все-таки главные преимущества услуг в электронном виде? 

– Еще раз повторю, что речь идет о повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг, уменьшении издержек заявителей, сокращении временных затрат, ликвидации бюрократических проволочек, снижении административных барьеров. Главное в том, что за электронной услугой при наличии доступа в Интернет можно обратиться в любое время и в любом месте. 

Далеко не маловажный фактор – экономия средств. К примеру, с 1 января текущего года при заказе на портале платных услуг заявителям предоставляется 30-процентная скидка на оплату госпошлины. Так, госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства составляет 350 рублей вместо 500, а госпошлина за замену водительского удостоверения – 1400 рублей вместо двух тысяч. Это существенно! 

О преимуществах электронных видов услуг можно говорить долго, но если они некачественно предоставляются, если административный регламент не утвержден до конца, то пользователь услугу не получит и уйдет с портала разочарованным. Поэтому сегодня наша работа направлена на повышение качества функционирования всей системы предоставления услуг в электронном виде – от муниципалитета до министерства.


Возврат к списку